Косторезное искусство

Косторезное искусство

Самые ранние археологические свидетельства о косторезном искусстве на территории Казахстана, обнаруженные на данный момент представлены артефактами из городища Кент (Центральный Казахстан). Они отностся к бегазы-дандыбаевской культуре (эпоха бронзы). Здесь археологами найдены резные изделия из кости и рога, богато украшенные орнаментом. Однако, специалистам не удалось установить назначение, найденных артефактов, которые предположительно имели ритуальный характер. Но, все же доказательством автохонности ремесла служат многочисленные заготовки, отходы материала, инстурменты и пр.

Продолжение косторезных традиций наблюдается и в древнетюркскую эпоху. Ценные свидетельства о казахском традиционном косторезном ремесле обнаружены при раскопках Отрара и других старинных городов. 

 

Мастеров по косторезному искусству казахи называют сүйекші. Материалом для работы служили кости животных, рога, лопатки, голень и ребра крупного рогатого скота, лошадей, верблюдов, овец и сайгаков. Он накапливался в течение зимы, обычно использовали кости упитанного скота, как более эластичные и лучше поддающиеся резьбе. Путем различных манипуляций материал подгавливался к резьбе. 

 

Рога животных шли на изготовление рукояток кинжалов, плеток и ножей. Из рогов барана делались сосуды для хранения табака – шақша, а из рогов крупного рогатого скота изготовляли половник для разливки кумыса – ожау. Из кости изготовлялись различные предметы, но в основном кость и рог использовались для инкрустации. Оформление костью или рогом имеет приятный желтый цвет, напоминающий янтарь. Сама материал (кость и рог) семантически связан с идеями смерти и заключенной в ней вечной жизни.

 

Например, искуссно вырезанные костяные пластины украшали многие образцы мебели. Это кровать төсекағаш, деревянный ящик для хранения продуктов кебеже, шкаф для посуды асадал, сундук сандық и др. Инкрустировалась и дверь юрты, называемая сықырлауық, а также основания купольных жердей уық и верхняя часть планок решетчатой основы сағанақ. С особой любовью мастера инкрустировали музыкальные инструменты из дерева – домбру и кобыз. 

 

В Российском этнографическом музее (г. Санкт-Петербург) хранится уникальный экземпляр казахской двери, богато декорированный костяными накладками. Этот артефакт можно смело отнести к изделиям шедевриального типа. «Костяные», ажурные орнаменты буквально покрывают всю поверхность двери. 

 

Как в старину, так и сейчас из тонкой трубчатой кости овцы делают шүмек — трубку, через которую из колыбели выводится моча грудного ребенка. Этот гигиенический предмет как и сама колыбель осмысливается как семейная реликвия и часто передается из поколения в поколение. 

 

На один из конкурсов ремесленников «Шебер» два казахстанских мастера изготовили подарочный набор трубок шүмек для грудных детей. В набор входили также погремушки из бараньих косточек и серебряных бусин, сами наборы были упакованы в оригинальную форму в виде традиционной колыбели – бесік. Авторами таких эксклюзивных вещей стали известные мастера Болат Бейсбеков и Еркосай Абилов. 

 

Творческой интерпретацией древнейшего искусства кочевников можно назвать работы известного мастера резчика по кости Бектаса Каримулы, уроженца Баян-Ульгийского аймака Монголии. 

 

Основным материалом для резьбы мастеру служит лопаточная кость жаурын, которая в сознании казахов до сих пор имеет саркальное значение. Эту кость подавали по традиции наиболее уважаемому гостю. У казахов, как и у других народов, были предсказатели жаурыншы, умеющие увидеть по знакам на лопатке предстоящие события: джут, откочевка, изменение погоды и другое.

 

Буквально, несколько лет назад к этому виду ремесла присоединился и павлодарский мастер Кайнарбек Ерназарулы, в недавнем времени он стал обучать этому и школьников. 

 

Другой народный умелец – мастер резьбы по кости из Карагандинской области Жомарт Малик, а этому мастерству его обучил его отец. Детали из костей он комбинирует с деревом и кожей, а также использует рога, копыта и зубы животных. Такая комбинация материалов стала для мастера своеобразной визитной карточкой его творчества. Мастер активно популяризирует свое ремесло, для всех желающих каждую неделю проводит бесплатные мастер-классы и у него уже много учеников.

 

Славится своим мастерством резьбы по кости и умелец из Аральска – Онгарбай Баймахан. Азы творчества ему передал его отец. Он изготавливает изделия из кости и рогов домашних животных. Наибольшим спросом у покупателей пользуются рукоятки ножей, украшения, гребни, статуэтки и фигурки, брелоки, наборы настольных игр.

 

Другой известный мастер, о каких в народе говорят: сегыз қырлы, бір сырлы – это Абылайхан Асылбай из Восточно-Казахстанской области. Дело в том, что мастер и чеканщик, и кузнец, и ювелир, и мастер по коже, а также резчик по кости. Обобщая, хочется сказать, что в большинстве случае казахские мастера и мастерицы являются универсальными и работают с разными материалами. Поэтому иногда даже сложно определить основную специализацию мастера/мастерицы. 

 

Огромный вклад в развитие казахских традиционных ремесел вносит житель г. Балхаш — Омиркельды Абеуов. Его можно называть мастером-универсалом, владеющим живописью, резьбой по дереву и кости, искусством изготовления узорных циновок шым ши и гобеленов.

 

Традиции косторезного искусства казахов, но уже в новом формате репрезентирует творчество известного художника, скульптура, мастера-резчика миниатюрной скульптуры по дереву и кости, члена Союза Художников Казахстана — Руслана Джунусова. Художник создает уникальные миниатюрные скульптуры из дерева и кости, основной сюжет которых построен на образах казахского эпоса, героев сказок и мифов.

 

В целом, косторезное искусство Казахстана, в недавнем прошлом практически угасшее, сегодня еще демонстрирует свой потенциал и актуальность. Однако, без целенаправленной работы в этой области со стороны государства, НПО и других организаций может угаснуть. 

Судя, по зарисовкам археологов эти костяные резные изделия выполнены в форме правильного круга на ножках и напоминают женские ручные зеркала. Композиционно орнамент исходит из центра в виде листообразных фигур в несколько ярусов. Вероятнее, всего это разновидность циркулярного орнамента, отдаленно напоминающего мандалу. В целом, орнаментальная композиция тонка, ажурна и представляет собой уникальное произведение косторезного искусства. Из цельного рога кентские мастера изготавливали пуговицы, застежки, бляхи, рукоятки и мн.др. Характерным приемом кентских мастеров является заполнение вырезанного орнамента черной пастой, видимо для увеличиния фактурности композиции.

Болат Бейсбеков – именитый мастер, владеет практически все видами традиционных мужских ремесел. Член Союза художников РК, основатель и глава династии народных мастеров Бейсбековых. Его продукция неизменно отмечается на конкурсе ремесленников «Шебер» за высшее качество создаваемой продукции.

Подробнее об авторе и его работы

Абылайхан Асылбай – известный мастер-универсал, финалист республиканского конкурса мастеров декоративно-прикладного искусства «ЭКСПО – 2017». Уникальный мастер, владеющий чеканкой, ювелирным искусством, художественной обработкой кожи и кости. Один из победителей проекта «100 новых лиц Казахстана».

Подробнее об авторе и его работы
.